Непрерывное медицинское образование – новое содержание или только новая форма?

05.12.2016

Непрерывное медицинское образование – новое содержание или только новая форма?

Непрерывное медицинское образование – новое содержание или  только новая форма?
С 1 января 2017 года начинает работу новая система дополнительного профессионального образования медицинских и фармацевтических работников – непрерывное медицинское образование (НМО). Приходится сталкиваться с недостаточной осведомленностью как врачей, так и преподавателей последипломной сферы по вопросам: что привнесет эта система в нашу практику, с какой целью она внедряется или какие ожидаются результаты.
Тезис, что врач обязан и вынужден постоянно расширять свои познания и навыки в связи с достижениями медицинской науки, появлением и внедрением новых технологий, схем лечения и лекарственных препаратов наверное ни у кого не вызывает сомнений. Вопрос как должно быть наиболее эффективно организовано последипломное образование врача, а главное что конкретно ему по должности необходимо узнавать, с какой периодичностью и как контролировать освоение полученных знаний и умений.
Унаследованная современным медицинским образованием схема однократной пятилетней четырехнедельной подготовки на курсах повышения квалификации часто демонстрирует свою неэффективность. Преподавание, как правило, ведется по унифицированным программам, рассчитанным на средне-статистического специалиста и мало учитывает специфику конкретного рабочего места. Контроль освоения в значительной степени формализован и заранее предполагает результат – зачет и очередную сертификацию. Кроме того, работодатель часто заинтересован, чтобы циклы проводились максимально «без отрыва» от работы и затрудняется сформулировать конкретное учебное задание для своего работника.
Вместе с тем, в последние годы проводится большое количество научно-практических конференций различного уровня, в том числе с использованием дистанционных технологий участия, несущие современную и полезную информацию, но которые, к сожалению, посещают лишь незначительное количество врачей.
НМО ожидается как эффективный образовательный механизм, который должен: повысить заинтересованность врачей и адресность получения необходимой для специалиста информации в форме участия в тех образовательных мероприятиях, которые наиболее отвечают его профессиональной деятельности; повысить качество педагогического процесса в образовательных организациях, создав между ними конкурентную среду в привлечении слушателей; позволить врачу ежегодно повышать свой профессиональный уровень, участвуя в нескольких актуальных для него мероприятиях.
Для активного нацеленного на профессиональный рост специалиста, открывается интересная перспектива поиска и участия именно в тех мероприятиях, которые он считает наиболее отвечающими его профессиональным задачам, получать информацию, в том числе, из первых рук у ведущих специалистов страны, а также приглашенных из-за рубежа. Администрация не вынуждена освобождать на 4 недели врача от работы для прохождения циклов, а в текущем режиме делает это на 1-2 дня 2-5 раз в год.
Важен также новый подход к оценке освоения новых знаний и умений, процесса допуска врача к дальнейшей профессиональной деятельности или его «аккредитации». Действительно, мы являемся свидетелями взаимных упреков работодателей и преподавателей на качество сертифицированных специалистов. С одной стороны, преподавателям ставится в упрек недостаточно высокий, несовременный уровень педагогического процесса, с другой - работодателям отсутствие у работников мотивации к освоению новых знаний и умений.
Предполагается, что в системе аккредитации специалиста решение должна принимать комиссия в составе представителей образовательной организации, работодателя и профессионального сообщества. Комиссия таким образом несет в себе функцию гаранта качества подготовленного специалиста и органа, подтверждающего при необходимости достигнутый им уровень профессиональной подготовки.
Нужно согласиться, что в установленных механизмах освоения материала и контроля заложены предпосылки эффективности новой системы. Но для того, чтобы она заработала необходимо выполнение некоторых условий.
1. Работодатель должен бать заинтересован в реальном повышении квалификации специалиста и ставить перед работником и образовательной организацией конкретные задачи по повышению его квалификации.
2. Специалист должен четко представлять, что ему нужно освоить и зачем ему это пригодится на его рабочем месте, а, соответственно, какие образовательные мероприятия необходимо выбрать.
3. Должна функционировать объективная система отбора организаций и мероприятий с баллами НМО, гарантирующая высокое качество мероприятий и невозможность формального зачисления специалисту образовательных баллов
4. Аккредитационные комиссии обязаны строго и объективно подходить к оценке врачей, гарантируя соответствие квалификации специалиста его профессиональным задачам, в противном случае направляя врача на дополнительное освоение знаний и умений.

Поэтому что в итоге мы получим – новое качество врача или новую оболочку старой информации зависит от всех нас – преподавателей, врачей, работодателей и профессиональных сообществ.


Возврат к списку